«Операция по удлинению» — тестируем тормозные шланги на разрыв, или Почему Nissan отзывает Альмеры втихую
Напомним, что в конце апреля мы почти случайно узнали, что у Almera есть проблемы с передними тормозными шлангами. Это произошло накануне поездки на майские праздники в Эстонию. Поездку мы не отменили, а 7 мая прибыли к дилеру Nissan, где подозрения подтвердились. Нам было предписано ездить осторожно и ждать прибытия новых тормозных шлангов. На замену нас пригласили ровно через месяц — 7 июня. Но накануне мы решили проверить, насколько вся эта чехарда с полуофициальным отзывом обоснована, как далеко отстоит теоретическая возможность повреждения шлангов от практики повседневной эксплуатации. Вот, что получилось.
Официально, через СМИ, об отзывной компании Nissan не объявлял. Но все владельцы ВАЗовских Nissan Almera первых недель выпуска (примерно до середины апреля 2013 года) так или иначе получили предписание заехать на СТО, где передние тормозные шланги поменяют бесплатно. Зачем? А потому, что они коротки и при полностью вывернутых колёсах натягиваются «в звон», аж страшно.
Если загнать машину на подъёмник и полностью вывернуть передние колёса (в любую из сторон), то глазу предстанет следующая картинка:
Тормозной шланг натянут до предела, а в месте присоединения к штуцеру он ещё и предательски перегибается. Не сильно, но заметно. Учитывая, что давление в тормозной системе может достигать 90 атмосфер (или, примерно, 8,8 mPa), а при аварийном торможении происходят пульсации давления, такая конструкция выглядит ненадёжно, если не сказать опасно.
Но выглядеть-то она выглядит, а какова её уязвимость на самом деле? Ведь тормозные трубки всегда делаются с приличным запасом по давлению, имеют многослойную конструкцию и допускают определённое растяжение по длине. Незначительное, поскольку растяжение завязано на модуль упругости армирующего слоя, но 3-4 процента будет точно.
Вряд ли конструкторы Nissan Almera целенаправленно выбрали тормозные шланги впритык по длине, это какой-то сбой в налаженной системе, случайность. Уж кто-кто, а японцы знают цену подобным ошибкам: из-за злосчастных резиновых ковриков Toyota до сих пор не может вылезти из череды судебных исков! Вероятно, в запарке подготовки производства первого «Ниссана» в Тольятти не учли изменение конструкции передних суппортов, где входной штуцер тормозного цилиндра расположен чуть ниже, чем у Логана, от которого и взяли шланги. Это, повторюсь, только версия, но вполне похожая на правду: я сам был свидетелем, с каким напряжением готовилось производство Альмеры, а сроки начала выпуска неоднократно корректировались.
Так или иначе, шланги натягиваются, и с этим надо что-то делать. Срочно ехать на сервис или спокойно ждать очередного ТО? Давайте смоделируем некие критические условия.
Очевидно, что в ненатянутом состоянии шланги будут работать как положено. Но мы всё-таки прогнали Альмеру через серию аварийных торможений — просто для того, чтобы прогреть всю тормозную систему и довести температуру тормозной жидкости до 120-130 градусов. Это примерный аналог так называемого «горного теста», который входит в программу испытаний всех автомобилей. Оговорюсь, что у нас не было цели провести полную инструментальную проверку тормозной системы Альмеры с получением абсолютных цифровых значений — такая работа заняла бы несколько дней, а целесообразность её сомнительна. Поэтому мы просто выбрали подходящую площадку и приступили к испытаниям.
После прогрева — первый тест. В нём Альмера ездила по круговой траектории со скоростью, соответствующей началу проскальзывания передних колёс. Сами колёса, разумеется, находились в крайнем положении. При достижении момента срыва колёс, испытатель резко и с максимальным усилием нажимал на педаль тормоза, создавая скачок давления. После замедления до полной остановки педаль отпускалась, и повторялся разгон с последующим торможением. Всего таких циклов разгон-торможение на дуге мы провели около 30 в каждую из сторон. Температура тормозной жидкости и давление в системе не измерялись: нам, повторюсь, были интересны не значения, а ответ на вопрос «выдержат ли шланги?». Шланги выдержали.
Теперь усложняем задачу: на той же круговой траектории повторяем торможение в сносе, но после замедления на 6-8 км/ч вновь разгоняем машину до посвиста резины. Потом торможение «в пол», незначительное замедление — и опять разгон. Таким образом мы создаём максимальный перепад давления в минимальный временной промежуток. Повторяем цикл в другую сторону...
Стоп. Кажется, мы доповторялись. Из-под крышки капота пошёл сизый дым, салон наполнился едко-сладковатым запахом горелого масла. Так и есть — не выдержала нагрузки гидросистема рулевого управления, масло выплеснулось на выпускной коллектор из-под туго завинченной крышки расширительного бачка!
В принципе, это уже почти ответ: скорее, гидроусилитель перегреется, чем лопнут тормозные шланги...
Но мы позволяем машине остыть и идём в своём импровизированном эксперименте дальше.
Теперь ровная прямая дорога с отмеченными местами начала разгона и начала торможения. Это уже не работа на износ, а проверка характера зависимости тормозного пути от нагрева тормозных механизмов. Разгон до 95 км/ч, резкое торможение — и коллега отмечает камушком на обочине положение правого переднего колеса. Разворот, возврат к точке старта — и вновь разгон, торможение, камушек на обочине. Разница во времени между циклами абсолютно минимальна, 3-4 секунды, то есть колодкам и дискам даётся одинаковое время на остывание.
Мы даже не стали строить график или таблицу линейности изменения тормозного пути. Достаточно просто посмотреть на расположение камушков-маркеров:
Между первым и вторым заездами расстояние довольно приличное, потом результаты идут кучно. Это фаза работы хорошо прогретых тормозов.
После восьмого торможения наступает фаза перегрева, и тормозной путь резко удлиняется. Попутно появляется характерный запах горелых тормозных накладок и раскалённого металла.
Теперь субъективные ощущения. Nissan Almera на торможении ведёт себя абсолютно стабильно, в любых условиях сохраняя курс, заданный водителем. На курсовую устойчивость не влияет ни частота работы ABS, ни характер покрытия, ни даже степень его однородности: на миксте машина не требует сколь-нибудь значительной коррекции траектории (хотя испытания на разных типах микстов мы не проводили). Усилие на педали возрастает более-менее линейно, оно всегда предсказуемо. «Провалов» педали не было даже в конце цикла заездов, когда от передних колёс жар ощущался за несколько метров.
Отметим некоторую особенность настройки ABS: на дуге система срабатывает с заметной задержкой, в то время как при прямолинейном движении она вступает в работу немедленно. Отклик на педали от растормаживания тоже различается. Пока неясно, как это коррелируется с длиной тормозного пути. Нужно провести отдельное испытание.
В общем, после наших любительских тестов, тормозам Альмеры можно ставить твёрдую «пятёрку»: предсказуемо, надёжно, с хорошей сопротивляемостью перегреву. Конечно, многое зависит от шин, но даже на скромных штатных Amtel Planet DC машина замедляется весьма и весьма прилично.
Теперь у нас последнее испытание — на механическую уязвимость тормозных шлангов. Это, скорее, очистка совести, так как даже непосвящённому человеку видно: порвать шланг путём наезда на какое-либо препятствие, невероятно сложно.
Сначала нужно в хлам разнести подвеску (нижний А-образный рычаг и сопряжённое с ним крепление стабилизатора), потом выломать из зацепления ШРУС и рулевую тягу микст, и только после этого тормозной шланг останется без защиты снизу. Реально? В принципе, реально, но мы пока не готовы моделировать столь конкретные ситуации. Попробуем просто провести серию наездов передним колесом на тарированные возвышения. Благо, искать их долго не придётся — в каждом московском дворе найдётся изобилие бордюров разной высоты. Так что вооружаемся рулеткой и...
12,5 см, 15 см, 20 см... Алмера, что твой внедорожник, легко заезжает на бордюры, столь же легко с них съезжает, не царапая бетон ни защитой картера, ни нижней кромкой бампера. Угол въезда у машины хоть и не «Хаммеровский», но для легковушки очень достойный, на своём Фокусе я не рискну заехать на бордюр высотой 20 см. Самый высокий бортик, который нам удалось разыскать, поднимался над асфальтом на 22 см. Алмера и его взяла, не чертыхнувшись, с вывернутыми колёсами. И столь же вальяжно съехала обратно.
Объясню, для чего мы вообще наезжали на бордюры. Этот эксперимент делался «по наводке» Петра Меньших — известного автоэксперта, предположившего в своей интернет-заметке буквально следующее:
«Если бы заводские испытатели, повернув колеса до конца влево или вправо, съехали на таком «Ниссан-Альмера» с бордюра или прошлись на нем где-нибудь по ухабам, тормозные шланги обязательно бы лопнули».
Не очень понятна логика такого рассуждения: колесо ни в каком случае не опустится ниже точки, в которой оно висит на подъёмнике. И не вывернется больше, чем в вывешенном состоянии. Соответственно, ход колеса вместе с тормозным суппортом сам по себе не способен привести к дополнительному растяжению шлангов, большему, чем мы видим на фотографиях. Задеть самим шлангом за бордюр тоже маловероятно — см. его расположение по отношению к другим элементам передней подвески.
На фото хорошо видно, что на 22-сантиметровом возвышении при полностью вывернутом колесе шланг растянут отнюдь не на всю свою длину.
Так что опасения по поводу бордюров беспочвенны. Нам, во всяком случае, не удалось порвать шланги даже намеренно, хотя, признаемся, сделать это очень хотелось: сенсация, всё-таки.
К одновременным сожалению и счастью тормозные шланги автомобиля Nissan Almera сохранили свою целостность. И у нас сложилось вполне обоснованное мнение, что никакие вменяемые условия эксплуатации не приведут к внезапному отказу тормозов. «Страшилка» с натянутыми шлангами — это более неэстетично, чем опасно. Но компания Nissan дальновидно решила подстраховать своё реноме и провести-таки замену шлангов на более длинные. А то, что это не делалось в форме официальной отзывной кампании, так тому не было никаких внятных резонов, кроме нескольких интернет-публикаций, носивших предположительный характер. Думаю, в случае хотя бы одной доказанной аварии по причине разрыва тормозных шлангов у Nissan Almera японцы повели бы себя более решительно.
Тьфу-тьфу.
На следующий день после этого теста передние тормозные шланги были заменены по гарантии — за полтора часа.
Сергей Цыганов. Фото Ефима Незванного и автора.
Другие записи блога
Комментарии
А на бордюр как наезжали? Поставили колесико, а затем съехали? А что целиком через него не переехали? Щас начитаются ваш блог, и начнут ездить - пороги мять и глушаки рвать.
ну и конечно плюс большой для наших дорог это клиренс. все хорошо... если бы не салон такой убогий...
ну и конечно плюс большой для наших дорог это клиренс. все хорошо... если бы не салон такой убогий...
HondaFIt L15A-02
HondaFIt L15A-03,была
Prius NHW10-99,был
YBR125,12,был
на автоТАЗе много чего с тех времен залежалось
с перекурами видимо
Levin~Fielder~Ranger~PC30UU
Кроме того, очень наивно предполагать, что господа капиталисты будут что то "альтруистически" делать "для перестраховки". Замена шлангов -необходима и они это точно выверили, и убедились в необходимости пойти на эти убытки во избежание больших.
Те, кто пишут про салон, к сожалению, 100% в нем не сидели, вполне приятный на ощупь и состояние, и нет такого резкого запаха амно пластика, как бывает в новых реношных и вазовских машинах.
Короче, я бы взял, но мой выбор приус пусть и не новый, но если бы у меня был пунктик на именно "новых" автомобилях, имхо Альмера мой выбор однозначно. В сочетании с 16-17 дисками это не фига не автомобиль B класса. Это однозначно Д по внешнему виду.
GT авто под заказ www.rktmotors.com
Кроме того, очень наивно предполагать, что господа капиталисты будут что то "альтруистически" делать "для перестраховки". Замена шлангов -необходима и они это точно выверили, и убедились в необходимости пойти на эти убытки во избежание больших.
Убогий салон от Логана - да пофиг.
"Дохлый" для таких размеров движок 102 л.с. - да пофиг.
Комплектации чуть ли не хуже, чем в Жигулях - да пофиг.
Зато пацаны из окна троллейбуса будут завидовать: "Приколись какая тачка! Большая! И Ниссан!", да из автовладельцев может кто по-запарке в Блюбердом спутает. Круто, что сказать.
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
Все решает время эксплуатации. Пока новые держат. Через пару лет таких растяжений/изгибов и нагрева/охлаждения резина станет намного более хрупкой.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Убогий салон от Логана - да пофиг.
"Дохлый" для таких размеров движок 102 л.с. - да пофиг.
Комплектации чуть ли не хуже, чем в Жигулях - да пофиг.
Зато пацаны из окна троллейбуса будут завидовать: "Приколись какая тачка! Большая! И Ниссан!", да из автовладельцев может кто по-запарке в Блюбердом спутает. Круто, что сказать.
GT авто под заказ www.rktmotors.com
Такой тест зимой бы провести, когда эластичность резины уменьшится.
У тебя нет дел сегодня?
У тебя нет дел сегодня?
Налетай - подешевело. Щас еще Террано слепят из Дастера и Датсун из Гранты. И все - дело в шляпе. Народ ломанется за модными "иномарками", а после покупки - в интернет, доказывать что это все таки ИНОМАРКА, а не "табуретка"
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
додумались же 30 кругов накатывать :))
avenir salut x sr20de mcvt
primera 99/hcvt/neo qg18dd
Налетай - подешевело. Щас еще Террано слепят из Дастера и Датсун из Гранты. И все - дело в шляпе. Народ ломанется за модными "иномарками", а после покупки - в интернет, доказывать что это все таки ИНОМАРКА, а не "табуретка"
GT авто под заказ www.rktmotors.com
Оставьте этот шланг на 3-5 лет, а по прошествии этого срока - приезжайте к нам в Сибирь когда стоит -30-45 и повторите свой тест.
Намек, думаю, прозрачен.
Хорошо, что производитель вовремя заметил и решил провести отзыв!
Kia Ceed II CRDi
Кстати, по твоей логике, шильдик рено самый модный (из лада рено ниссан) - дустер еще дороже.
У тебя нет дел сегодня?
У тебя нет дел сегодня?
Дурной головой можно и стеклянный сломать.
В краю высоких гор и низких цен на люля...
Налетай - подешевело. Щас еще Террано слепят из Дастера и Датсун из Гранты. И все - дело в шляпе. Народ ломанется за модными "иномарками", а после покупки - в интернет, доказывать что это все таки ИНОМАРКА, а не "табуретка"
а на третий ряд , дык вообще на четырёх костях бежать надо
"Альма" - это подарок для задов задних пассажиров за эти деньги... и для коленок ,
ну нет у нас больше за эти деньги нового авто с таким простором сзади....
Вон была статья недавно, про сравнение Альмеры с Ц-Эльсом. Уж как автор там старался рассказать какая Альмара хорошая и чем она лучше Елисея. Старался, старался - а так нифига и не вышло. Окромя "А зато она большая!" и сказать-то больше нечего.
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
ну нет у нас больше за эти деньги нового авто с таким простором сзади....
Но в целом я с вас поражаюсь господа: Ниссан откровенно схалтурил и запихнул в Альмеру салон от Ларгуса, чтобы сэкономить 3 копейки. "Гора, откровенно говоря, родила мышь". Но народ радостно хлопает в лодоши: "Пусть убого и коряво, но зато понтануться можно - это ведь почти Д-класс!!!". А как иначе - это ведь НИССАН!!!
Если бы подобные творение родил какой-нибудь Пежо - вентилятор бы крутился не переставая. А тут все радостно улыбаются и машут.
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
однозначно лучше статичных фоток .....
Я так думаю ....
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
Но в целом я с вас поражаюсь господа: Ниссан откровенно схалтурил и запихнул в Альмеру салон от Ларгуса, чтобы сэкономить 3 копейки. "Гора, откровенно говоря, родила мышь". Но народ радостно хлопает в лодоши: "Пусть убого и коряво, но зато понтануться можно - это ведь почти Д-класс!!!". А как иначе - это ведь НИССАН!!!
Если бы подобные творение родил какой-нибудь Пежо - вентилятор бы крутился не переставая. А тут все радостно улыбаются и машут.
При всей его убогости он лучше чем у ларгуса и почему - я обьяснил
у Пежо , при том что они не дешевле - своих косяков хватает , и у Ситро и у Cobalta
Повторяю- Это машина для узкого круга в ней нуждающихся за неимением другого....
Ну не смогу я посадить тестя , сестру жену и дочь в Солярис Это надо садистом быть
Буджетное авто со всеми своими косяками (а их не мало для такого Брэнда) с завышеной по моему глубокому убеждению ценой - ДА!
Почему Ниссан продает это а не версию для Китая или Америки не берусь ответить - он продаёт то,
что продаёт!
Мерзко чувствовать себя спустившимся с ветки на плато где за подгнивший аппельсин надо ещё в очереди постоять? да мерзко!
Се ля ви! ОООчень грустный смайл...
из конкурентов близких катался на C-elisse, Шеви Кобальт на С4, На обоих пыжах (301-408),Ларгус,Дастер даже в Гранту лазил , по совокупности выбрал Альмеру хотя - повторюсь- безоблачной радости
не испытываю - просто машина для моих нужд , за ту цену которая на ней сёчас висит...
а самое простое - оно самое дешёвое и самое надёжное , т.к. сломать что-то ещё кроме того что есть
не представляется возможным )))
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
Вменяемым предлагаю подождать года два. А там или желание пропадёт, или деньги появятся)))
а самое простое - оно самое дешёвое и самое надёжное , т.к. сломать что-то ещё кроме того что есть
не представляется возможным )))
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
а если мотор будет жив - я из неё газонокосилку на дачу сделаю... )))
Сильфия просто классом выше и соответственно дороже.
Те, кто пишут про салон, к сожалению, 100% в нем не сидели, вполне приятный на ощупь и состояние, и нет такого резкого запаха амно пластика, как бывает в новых реношных и вазовских машинах.
Короче, я бы взял, но мой выбор приус пусть и не новый, но если бы у меня был пунктик на именно "новых" автомобилях, имхо Альмера мой выбор однозначно. В сочетании с 16-17 дисками это не фига не автомобиль B класса. Это однозначно Д по внешнему виду.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Убогий салон от Логана - да пофиг.
"Дохлый" для таких размеров движок 102 л.с. - да пофиг.
Комплектации чуть ли не хуже, чем в Жигулях - да пофиг.
Зато пацаны из окна троллейбуса будут завидовать: "Приколись какая тачка! Большая! И Ниссан!", да из автовладельцев может кто по-запарке в Блюбердом спутает. Круто, что сказать.
это автоваз всех научил клепать корыта и тазы.. показав всему миру на нас россеянах понимашь - что пипл зажатый кризисом все схавает.
Убогий салон от Логана - да пофиг.
"Дохлый" для таких размеров движок 102 л.с. - да пофиг.
Комплектации чуть ли не хуже, чем в Жигулях - да пофиг.
Зато пацаны из окна троллейбуса будут завидовать: "Приколись какая тачка! Большая! И Ниссан!", да из автовладельцев может кто по-запарке в Блюбердом спутает. Круто, что сказать.
Претензия к Логану: убог внешне
Российское решение (в стиле "глумящегося джина", которые выполняет желания дословно) = Альмера т.е. тот же Логан, но в красивой обертке.
Единственное в чем я с вами согласен - это мотор. Для Альмеры он слабоват... видимо в силу более массивного кузова. В остальном - нормальная базовая тачка.
ЗЫ: ну и конечно же я тоже не понимаю прикол с салоном... неужели от ББСилфи он настолько дороже, что вся "экономия" пропадет(?)
Kia Ceed II CRDi
одно но, несколько раз посмотрел на фото камушков, ниче не понял, я один туплю?)
то-то гнутые диски тоннами на СТО катают
выыешиваются у народа колеса постоянно, просто привыкли не замечать
Обыкновенный выезд на главную дорогу снизлежащего съезда с вывернутыми до конца колесами (поворот), ****атым передом(весь вес пошел назад). И, как правило, в местах перехода асфальтовой дороги в съезд - бугры с ямами, выбитые фурами.
А дальше - проще. Эта тачила - чисто для провинции(буджет, пля!).
Так что, привет колхозникам!
Уж им то найти где чо порвать в ихних*****ах - как два пальца.
И искать не придется, само найдется
****атым = поднятым
а в остальном ничего личного
А что за крены в поворотах и кивки носом при резком торможении??? Вы как на ней ездите???
Моя "старушка" QG10 так себя не ведёт... Правда, спереди Tokico B1100 и B1099 и СПУ, а сзади U2972.
А что за крены в поворотах и кивки носом при резком торможении??? Вы как на ней ездите???
++++. Не дай, Бог ,ездить на ней!
После ряда садистских тестов, названных любительскими, автор статьи поставил тормозам твёрдую «пятерку». Люди, не имеющие представления о методологии проведения испытаний и прочитавшие эту статью, могут подумать, что производители попусту тревожатся по поводу коротких тормозных шлангов, проигнорируют необходимость их замены на нормальные. Однако, не будем считать производителей дурачками. Просто через полтора-два года эксплуатации в наших условиях (российские дороги, мороз, химические реагенты и пр.) резина, из которой сделаны тормозные шланги, подрастеряет как эластичность, так и упругость. И вот тогда эти шланги начнут рваться (а на морозе – ломаться). Последствия этого всем должны быть понятны - кто-то заплатит здоровьем, а то и жизнью.
Теперь о въезде на бордюр. Любой человек, хоть немного знакомый с геометрией и увидевший фото, должен понимать, что проведенный тест не имеет смысла, потому что шланг всегда будет выше точки контакта колеса с поверхностью, на которую это колесо наехало. Каким образом «испытатель» хотел повредить шланг о бордюр совершенно неясно. Через бордюр, по меньшей мере, надо переехать, чтобы последний достал до подвески.
И еще мне нравится вольное обращение автора с физическими величинами в его замечании о возникающих в тормозной системе давлениях. Вот это: «Учитывая, что давление в тормозной системе может достигать 90 атмосфер (или, примерно, 8,8 mPa)». На самом деле автору и главному редактору, принявшему участие в создании данной статьи, стоит быть повнимательнее, потому что 90 атмосфер примерно в миллиард (!) раз больше, чем 8,8 mPa.
Вобщем, люди, будьте внимательнее и доверяйте японским производителям больше, чем нашим околоавтомобильным журналистам. Требуют японцы менять шланги – меняйте, не взирая на «твердые «пятерки», полученные в результате «любительских» тестов.
Мой опыт: 15 лет работы на испытательном полигоне, 8 из которых – на испытательных должностях от инженера-испытателя до начальника испытательной лаборатории-старшего научного сотрудника.
С уважением.