Альмера на растерзании: в песках Байкала и женских руках
Думали — бродяга, а оказалось — асфальтовый пижон.
— Однако, с самой Москвы будете.... Как доехали? Не ломается машина?
— Не ломается, отец. Везде была: и в Крыму, и в Эстонии, и в Монголии, и на Дальнем Востоке. И в самой Столице ездила. 75 тысяч километров проехала без поломок.
— Однако, хорошая машина…
Такой вот диалог с пожилым бурятом состоялся у нас при посадке на паром к самому большому байкальскому острову — Ольхону. Разговор скоротечный — очереди на паром в начале зимы нет. Это вам не лето, когда панорамы здесь разворачиваются эпические, переходящие временами в драматические. Реалити-шоу «Не уступлю и пяди земли бурятской» длится все лето: очереди сопоставимы с крымскими, но градус страстей у сибиряков повыше будет. Устные предания, живописующие периодически возникающие драки в борьбе за переправу, стали уже частью местного фольклора.
В декабре паром на Ольхон работает в режиме ледокола
Паром «Ольхонские Ворота» рассчитан на перевозку с «Большой земли» на остров 16 автомобилей, но сейчас не загружается и наполовину
В начале декабря здесь тишь да гладь и, несмотря на 20-грудусный морозец, божья благодать. Остров давно уже замер до июня в ожидании новых буйств и нашествия десятков тысяч туристов, разрушающих его уникальную первозданность. Но нам он интересен именно таким. Да и дело у нас тут есть. Практически вся жизнь Альмеры прошла на асфальте. Но ведь идеологически автомобиль (в том числе) задумывался и для российской глубинки, где гравийка зачастую — доминирующее дорожное покрытие. На Ольхоне асфальта нет вообще, а многочисленные гравийные дороги имеют разную степень «ходимости»: чем дальше на север от паромного причала, тем хуже.
Задача максимум, которую мы себе поставили — прорваться на северную оконечность — мыс Хобой и метеостанцию Узуры (то есть проехать 80 км вдоль острова с юга на север). Вообще-то туда доезжают только внедорожники, поэтому более реальная цель была на 20 км южнее — урочище Песчаное, известное своими живописными дюнами.
— Обязательно купи лопату. И проверь исправность домкрата. Без лопаты и домкрата зимой на Ольхоне делать нечего — инструктировал при подготовке «экспедиции» составивший мне компанию писатель-краевед Сергей Волков. Он не только автор пары десятков книг и путеводителей о Байкале, Монголии и Тибете, но и известный любитель (да что там — профессионал!) внедорожных путешествий: на его счету и опыт участия в Camel Trophy (в качестве журналиста), организация пятнадцати экспедиций в монгольскую пустыню Гоби и пробега вокруг Байкала по льду.
Мой партнер по поездке на Ольхон — писатель и опытный путешественник Сергей Волков
С лопатой вышла небольшая загвоздка — в багажник Альмеры она не входила. Проблема решилась отпиливанием у черенка «ритуальных» 20 см.
В остальном сборы были недолгими. Выехали рано утром. Дорога от Иркутска до поселка Хужир — единственного более-менее крупного поселка на Ольхоне (на острове зимой едва набирается 1,5 тыс. жителей) — 293 километра. На «Большой земле» почти до самой переправы асфальт отличного качества (последние 20 км гравийки между райцентром Еланцы и самой переправой в поселке Сахюрта обещают закатать в 2015 году). В очередной раз радует внешний свет Альмеры — наверное, лучший в своем классе. В темноте обычно вижу плохо и с редким автомобилем не испытываю проблем с ночным передвижением. Но в Альмере на ночных дорогах комфортно и глаза не устают.
Рассвет встречаем уже в Ольхонском районе: по всему видно, что день будет солнечным и «фотогеничным».
После проезда Еланцов до самой переправы (47 км) дорога лежит через величественную Тажеранскую степь.
Степной пейзаж здесь — типично монгольский, а окружающее пространство представляет интерес для пытливых умов: массив богат загадочными наскальными рисунками, таинственными пещерами, шаманскими святынями, солеными озерами и залежами уникальных минералов.
Знакомство с ними в нашу программу не входит, поэтому ограничиваемся осмотром одной из характерных для этих мест скалы-останца (по бурятской легенде — застывший в камне воин).
С дороги видно, как над степью парит гигантский бронзовый орел — культовая птица, покровительствующая местным жителям (и бурятам, и русским). Тотем появился два года назад, стал точкой преклонения местным духам и обязательной остановкой для путников.
Еще один современный монумент расположен на возвышенности, примерно в километре от переправы. Над Куркутским заливом и побережьем возвышается герой русской песни «По диким степям Забайкалья» — «Бродяга» с посохом и мраморной плитой, на которой высечен текст песни.
От монумента открывается величественная панорама пролива Малое Море и самого острова Ольхон в дымке на горизонте.
В начале декабря Байкал начинает «вставать»: зрелище завораживающее. Пролив Ольхонские Ворота известен сильными течениями, в середине акватории вода еще не сдается морозам (обычно Малое Море замерзает во второй половине декабря, сейчас процесс уже пошел), но там, где течение ослабевает, можно видеть и совсем тонкий, зеркальный, только что образовавшийся лед, и уже сформировавшиеся ледяные массивы. По маршруту движения парома, совмещающего в декабре функции ледокола, царство водно-ледяной «шуги».
На Ольхоне, как уже говорилось выше, асфальта нет: от паромной переправы до пос. Харанцы — улучшенная гравийная дорога, далее до северной оконечности острова, мыса Хобой (37 км) — лесная дорога с песчаными участками и глубокой дорожной колеей.
Изначально мы поставили практически невыполнимую задачу — пересечь весь остров с юга на север, от места, где причаливает паром до мыса Хобой и метеостанции Узуры, а это примерно 80 км. Этот маршрут легко проходим для вседорожников и даже кроссоверов, но маловероятно, что легковым автомобилем. Нам интересно было узнать — где наша «граница проходимости», а если исходить из практического смысла — до какого места потенциальный турист (а их на Ольхоне летом — десятки тысяч) сможет проехать на легковом автомобиле.
Дорога до Хужира — это 36 километров величественных пейзажей: безлюдные степные просторы в обрамлении водной глади Байкала.
Преодолев первый перевал, стоит остановиться, чтобы насладиться панорамой залива Загли.
Дорога широкая и прямая, но едва ли не вся — мелко нарезанная гребенка типа «стиральная доска». На малых скоростях передвижение, по внутренним ощущениям, это «прием у стоматолога» с противной вибрацией руля и какафонией досаждающих звуков. «Больше скорость — меньше ям»: при скоростях от 60 до 80 км/час движение становится более комфортным — частота вибраций уменьшается, а шум хоть и возрастает, но не в прямой прогрессии. Альмера как будто воспаряет над «прыщавым» покрытием и вот уже скорость уходит за 80 км/час. Ограничителем выступает опытный напарник, переживший в подобных режимах и «сходы с трассы», и перевороты. Энергоемкая подвеска Альмеры не спасает от того, что магнитола наотрез отказывается читать CD-диски, а при наиболее ощутимых толчках лихорадочно дрожащий рычаг КП «вываливается» в нейтральное положение.
На Хужире первая остановка — Маломорский рыбзавод, славящийся самой недорогой на Байкале рыбой (250-350 руб/кг, почти в два раза дешевле, чем в Иркутске и Листвянке). Но — рыбы нет, не сезон. Да и сам завод вызывает ощущение глубокого упадка.
Окружающие панорамы заставляют задуматься, что творения природы более совершенны, чем человеческие.
Зимой жизнь в Хужире замирает: большая часть расплодившейся туристической инфраструктуры — гостевые дома, кафе, сувенирные магазины — не работают. Еду и ночлег можно найти в немногих местах, одно из таких — гостевой дом Никиты Бенчарова, где мы делаем небольшой привал и консультируемся с местными жителями о состоянии дороги: «На легковом автомобиле до Хобоя не дойдете, да и до Песчанки вряд ли» — усмехаются старожилы, считающие лучшим средством передвижения утилитарные УАЗики.
Будем двигаться вперед, сколько сможем. А на дорожку «бурханим» у расположенной по соседству с турбазой главной святыни и самого узнаваемого символа Байкала — скалы Шаманки.
Поначалу все идет достаточно бойко. Первое препятствие: обледенелый подъем с уклоном примерно градусов 30 берем с третьей попытки, слегка разогнавшись.
Дальше дорога хоть и степная, но весьма комфортная.
Проходим деревушку Халгай, кордон национального парка с указателем «Хобой 25 км» и с ходу въезжаем на заметенный слоем песка участок проселка. Альмера по инерции проехала по зыбкому песку метров 30 и плотно села днищем на колею.
До Песчанки мы не доехали буквально несколько сотен метров.
Начинаем операцию спасения. Перво-наперво пытаемся высвободить днище автомобиля методом «подкоп».
Никакого эффекта это не дает. В игру вступает домкрат. Поочередно поднимая оба передних колеса, мы с Сергеем подкладываем под них доски, создавая небольшую твердую «тропинку» — путь для отступления.
Автомобиль капризничает — катится по деревянному настилу назад, но едва твердая опора заканчивается, снова беспомощно закапывается в песок. Протектор полностью забился снежно-песчаной крошкой и наотрез отказывается цепляться за и без того не слишком твердую почву. За час напряженной работы и три цикла «подъем-откат» мы продвинулись назад метров на пять. А до спасительной твердой дороги еще метров 25.
Мы еще часов пять занимались бы такой физкультурой, но тут на дороге появляется первый за все время автомобиль — КАМАЗ с заготовителями дров. Три мужских силы легко выталкивают Альмеру из песчаного плена...
...но лишь для того, чтобы она на полном заднем ходу еще глубже увязла в зыбучую обочину в считанных метрах от окончания «дюн».
Делать нечего, придется задействовать тяжелую технику в виде КАМАЗа-тягача. Вкручиваем в задний бампер девственную буксирную проушину. Но Альмера так глубоко закопалась левой стороной в песок, что веревка водителя КАМАЗа при первой попытке порвалась.
И тут я вспоминаю, что еще в Москве, перед поездкой в Эстонию, покупал хороший трос с буксирными замками. Минута делов и вот мы снова с КАМАЗом «скованы одной цепью». На этот раз попытка оказалось удачной: осталось только рассчитаться со спасителями печеньем (ничего более существенного на случай «нештата» не заготовили).
Вот как эпически выглядело наше отступление, на которое со всеми ухищрениями потратили два часа. Слева мы аккуратно и в виде обо составили доски-«дорожки» — может, кому пригодятся.
Предвидя ироничные комментарии, скажу, что мы и не испытывали никаких иллюзий по поводу «проходимских» качеств Альмеры. Да это было бы и наивно: даже при клиренсе в 16 см это только лишь легковой автомобиль. Мы просто ехали вперед, пока не застряли в песчаной колее — до наших упражнений с места водителя внешне она выглядела вполне дружелюбно. Вы ведь знаете, что если подсознательно искать приключений и сделать к ним первый шаг, они не заставят себя ждать.
Обратный путь прошел на одном дыхании. Но на «Большой земле» попали в сильный снегопад. Сложность на степной дороге с поземкой: обгон грузовиков. Турбулентный поток такой, что в завихрениях снежинок грузовик скорее угадывается, а обгон приходится делать, ловя просветы в сплошной снежной пелене.
На Ольхоне снега почти не было, но едва мы выбрались на «Большую землю», тут же попали в циклон осадков
Сергей Волков эти 800 километров проехал на месте заднего пассажира и резюмировал свои впечатления:
— В плюсах автомобиля — запас пространства для ног заднего пассажира. Но минусов много. Узкий боковой проем делает путешествие на заднем диване ущербным: обзор ограничен, чтобы что-то увидеть, надо «плющить нос» о стекло. Но и это не спасает: боковые стекла постоянно и быстро обмерзают. Подлокотник на задней двери короткий, с опорой только для локтя, а рукой держаться не за что. Интуитивно ищешь точку опоры, а там пустота.
В результате приходится держаться за переднее кресло: и неудобно, и доставляет дискомфорт сидящему впереди.
Автомобиль шумный: и на трассовых скоростях, и вообще при любом движении на гравийке. Разговаривать в дороге невозможно: только кричать.
Добавлю к мнению Сергея по итогам поездки свои «пять копеек». По-прежнему радует морозоустойчивость Альмеры: запуск двигателя в 20-градусный мороз такой же бойкий, как и летом. Автомобиль в поездке теплый, даже жаркий, в том числе и на задних сиденьях. Но поймать оптимальный режим работы вентиляции сложно: постоянно приходится переключаться между первой-второй-третьей скоростями (то жарко, то прохладно). Напрягает отсутствие указателя температуры наружного воздуха: иногда это не просто любопытно, а жизненно важно. К примеру, на Ольхоне Интернет выдавал температуру минус 34, реально же было на 20 градусов меньше, но выяснить это удалось только у местных жителей. Проехав на автомобиле более 5000 км менее чем за месяц, так и ищу интуитивно шестую передачу — на трассе она просится постоянно.
Главное положительное чувство, которое дает Альмера — надежность и цельность автомобиля, что особенно приятно зимой вдали от дома. В той же Гранте Спорт постоянно возникало ощущение, что сейчас что-то сломается. В Альмере с точностью до наоборот — доминирует подсознательное чувство, что автомобиль не подведет.
Ефим Незванный
Альмеру принято считать чисто мужским автомобилем. Но почему бы не посмотреть на него глазами девушки? И после поездки мы передали «Русскую Альмеру» Юлии Бабак.
Юлия не какой-то там «чайник», а специалист отдела сервиса в дилерском центре и активно участвует во внедорожных трофи-рейдах.
— Всё сошлось как нельзя лучше: моя Subaru Impreza должна была встать на плановое техобслуживание, а на выходные задумали масштабный шопинг с подругами. Поэтому предложение Drom.ru провести эти дни с незнакомым автомобилем оказалось своевременным. Слышала ранее, что багажник у Альмеры вместительный, но сам проем не предполагает крупногабаритный груз. Ну что же, коробки с сапогами, шубы и прочие женские радости должны были поместиться.
Но в первый же вечер пришлось испытать Альмеру в качестве буксировщика. И она не подвела. Сложность повстречалась на горке спального района. Вихляя раздутым «балочным» задом, «сцепка» из последних сил затащилась с прицепом на скользкий подъем. От этой поездки, кстати, осталось ощущение неинформативной педали газа, которое лишь усилилось в дальнейшем.
На следующий день, так же внепланово, довелось испытать невероятно вместительный салон этой «бюджетки». И нет, это не то, о чем вы подумали. Просто на центральном стадионе играла наша прославленная «Байкал-Энергия», а хоккей с мячом в Иркутске — самый главный вид спорта, досуга, отдыха, главное событие, развлечение и т.д. И вот чтобы сменить «штатную» одежду на «хоккейную» я, по отлаженной схеме, переместилась на заднее сиденье. Обычно в Subaru я двигаю вперед передние кресла и перевоплощаюсь в утепленного хоккейного болельщика. Альмера же предложила мне такое огромное пространство сзади, что даже сдвинь я сиденья назад, и то хватило бы места! В общем, «много машины за немного денег» дало о себе знать. Еще один плюсик в карму этого странного автомобиля.
День третий. День рождения подруги! Что ж, Альмера стала неплохим фоном для основного поздравления: тут тебе и сюрприз, и массовое внимание, и просто возможность затестить новую машину. Подруга присматривается к Mazda 6, ну а пока прокачу ее до Листвянки на бюджетном Nissan. Едем не спеша, за разговорами о себе, мужчинах, работе. Теплый воздух на трассе не «выдувает», в салоне довольно тихо, сиденья мягкие, комфортные. Мотора хватает даже на подъемы с обгонами.
Смешанный расход, кстати, составил 8,5 л/100 км, всего за три дня пройдено 350 км. И могу сказать, что пройдено с удовольствием: а что, комфортная подвеска, уверенный запуск после ночной стоянки, нет проблем с отоплением, динамикой, управляемостью. Не Subaru, конечно, да и вообще довольно «бездушная» машина, но в своем сегменте экземпляр определенно достойный. Несмотря на немалый пробег, не работает только регулировка зеркал заднего вида и подогрев водительского сиденья. Зато с первой же попытки сконнектила IPhone (ios 8.1) со штатной магнитолой и все дни без проблем болтала по громкой связи.
Единственный стопроцентный промах автомобиля — руль! Это просто наказание! Мои учителя из школы контраварийного вождения с удовольствием приложили бы такое чудо о ледяной бруствер. Равномерные пупырышки на внутренней стороне обода по замыслу создателей должны удерживать руки водителя в нужном положении. Но по факту их размер, почти как на строительной перчатке, не дает пальцам зафиксироваться, и рука постоянно сползает вниз.
Взяла бы себе? Однозначно нет. Плохая машина? Хорошая. Но — совершенно некрасивая. Да простят меня все нынешние и будущие владельцы Альмеры, но эти болезненно одутловатые формы просто бррр. Предыдущие поколения все же были в разы элегантнее.
Фотобонус «Приключения на зимнем Ольхоне» от Сергея Волкова
Другие записи блога
Комментарии
АвтоРадиоКанал 27"С"
Вот именно поэтому на Байкал не надо строить дорог. Меньше идиотов и вредителей рядом с ним будет.
Хотя Байкал и сам от них избавляется весьма успешно.
Фото 5++++
Integra DB6 + DB8 TypeR
Миллерово, иопта...)
Движок слабый, колеса маленькие, салон убогий, да и хваленый багажник не так уж хорош. У тестя в логан лопата без обрезаний входит)))
В песок зачетно закопали. Даже бампер не оторвали. Но тут уж ничего не поделаешь, тронуться на песке, с таким рельефом, да на переднем приводе маловероятно.
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
А жизнь - лишь началась...
Может частота вибраций все же увеличивается? А уменьшается амплитуда?
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Г. Форд
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
По салону, внутренностям и габаритам - логан, но очень длинный, места внутри полно.
PS Сегодня полез к дилеру - в наличии одна штука и стоит 732к (я брал за 410) - мелочь, а приятно.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Альмерка еще 100 тыс отходит и будет так же скушна и надежна, пора брать что новое с задором и огоньком.
Ребята молоды!
Про 26 декабря в тексте ничего нет, только про то, что в декабре нет очередей, а лед встает.
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
На острове УАЗ - всему голова!
Через Песчанку можно проехать только на полном приводе - это уже аксиома.
Честно говоря, Игорь Верхозин меня удивил своим безрассудством. Местный же ведь, не москвич заезжий...
А если бы не было КАМАЗа??
А если бы не было КАМАЗа??
Кузов высокий и при этом несуразно узкий.
Это не субъективные наблюдения, а факт. Присмотритесь.
что минус -54 было???? грамотнее надо быть ребята, вы ведь статьи пишете.
А можно ли на неё поставить колёса радиусом побольше?
Есть у кого опыт?
Вид будет намного лучше.
снежком припорошило немного!
там хороший грунт, по обледеневшей не заехала бы она!
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
ездил на ольхон три года назад на какой то тайоте корсе 1991г.в. везде проехал и песчанку и дальше