В гости к Чингисхану и монгольским тюнерам: без визы по маршруту Новосибирск — Улан-Батор
— Ну чё, брат, прёт тачка?
— Прёт-прёт, если хорошо раскочегарить.
В этом типичном диалоге на перекрестке в ожидании «зеленого» и есть суть драйверских амбиций Nissan Almera 1.6 Tekna, на которой за последние две недели пройдено 4000 км от Новосибирска до Улан-Батора и обратно до Иркутска. Этот дутый, грузный и меланхоличный, на первый взгляд, автомобиль позволяет уверенно наматывать километры большой дороги, если быть к нему жестким, почти жестоким. В переводе с высокопарного на простой шоферский: выкручивать мотор по максимуму, переключаться на повышенную на 4000-5000 (а то и повыше) оборотов. И плевать на низкий горловой надрыв мотора — это его любимая песня. Именно на высоких оборотах Almera становится цельным, крепко сбитым и мускулистым автомобилем, потому как в привычном режиме 2000-3000 об/мин это типичный бюджетный «пенсионер-драйв-кар»: медлительный, сонный и раздражающий на дороге окружающих.
Иногда они возвращаются
Тест-судьба Almera описала немыслимый для обычного «гражданского» автомобиля круг: пройдясь по рукам, она вернулась к первому владельцу. Именно этот автомобиль я покупал в апреле прошлого года в Тольятти. Именно на нем в майские-2013 совершил поездку из Москвы в Таллин. В столице, где тогда жил, устраивал ему сравнительные тест-драйвы и испытания. В июле прошлого года, после четырех месяцев эксплуатации и 5000 км пробега в центре российской столицы мы передали Альмеру Андрею Астраханцеву (Astra). После этого Almera совершила традиционный пробег до Владивостока, перезимовала в Приморском крае, переехала в Новосибирск и съездила в Крым. И вот спустя 15 месяцев и 60 000 км пробега Андрей Астраханцев возвращает мне автомобиль: только не в центре Москвы, а на окраине Новосибирска.
Андрею Астраханцеву я передал Альмеру в Москве летом прошлого года. Волею судеб теперь он мне возвращает автомобиль — уже в Сибири
Ну здравствуй, здравствуй, давно не виделись. Almera выглядит бодрячком. Ни одного более-менее значимого повреждения, лишь красный оракал выцвел так, что стремится слиться с серым цветом кузова. Аккуратный и чистый салон (похоже, все тестеры были чистоплотные и некурящие). Да что там — все на своих местах и почти все исправно, даже разветвитель, «рыжие» коврики и видеорегистратор, которые я собирал по московским магазинам. Впрочем, при таком пробеге и «профсоюзной» эксплуатации было бы чудом, если бы автомобиль был в идеальном состоянии. Не работает подогрев водительского сиденья и подсветка «переключателя режимов отопителя». На лобовом стекле — паутинка трещин. Есть небольшой, заметный лишь при большой поперечной инерции автомобиля, люфт водительского сиденья. Износились щетки стеклоочистителя — в «слякотном» перегоне Новосибирск—Иркутск приходилось часто останавливаться, чтобы протереть стекло тряпкой. Да вот и все!
Почти семь десятков тысяч пройденных за полтора года километров пошли на пользу динамическим качествам автомобиля: машинка стала порезвей. На трассе с ней весело: на бодренькой «третьей» можно играючи совершать обгоны не слишком быстроходного транспорта (но не более). А на пустынной магистрали в Тайшетском районе представилась возможность испытать автомобиль на «максималку» — честные 172 км/час по GPS-навигатору. Больше — никак (до заявленных 185 км/час не доехать).
Детская болезнь, от которой не удалось избавиться за 70 тыс. пройденных километров — как и сразу после покупки, нечетко включается первая и задняя передачи (иногда для этого надо сделать две-три «перегазовки»).
Подвеска автомобиля по-прежнему радует своей энергоемкостью и комфортом. В Новосибирске как новосел я заехал в самый восточный гипермаркет ИКЕА. В числе прочих покупок было много не слишком хорошо упакованной хрупкости, проехавшей две тысячи километров до Иркутска в салоне (багажник был занят комплектом летних колес) в целости и сохранности.
Но «эластичность» багажника Almera вызывает вопросы. Его «энергоемкость» снижает узкий и высокий проем: купленное офисное кресло туда не поместилось. От конфуза спасла широкая задняя дверь и запас пространства на заднем ряду, куда вошло уже не одно, а два немалых кресла.
Не поленился, сравнил «энергоемкость» багажника Almera (500 литров) и личного Skoda Rapid (550 литров). В последний кресло вошло «со свистом»: не пришлось даже полностью раскладывать сиденья (напомним, что у нашей Almera задняя спинка вообще «глухая», раскладные начали устанавливать позднее).
Тут впору в очередной раз порассуждать о «бюджетности» Almera. При постоянной эксплуатации автомобиля перестаешь замечать его ущербность в эстетике и компромиссы в эргономике, но стоит пересесть на автомобиль всего на 147 тыс. руб. дороже (554 000 за Almera на «механике» против 701 000 за Rapid на автомате) понимаешь, что каждый рубль «переплаты» того стоит. При сопоставимых технических характеристиках (Skoda на 3 л.с. мощнее) Rapid просто эстетичнее в деталях, утонченнее в эргономике и вывереннее в ездовых качествах. В результате создается впечатление, что когда едешь на Рапиде, ты машиной управляешь, а на Альмере — работаешь. Только и всего!
В Сибирь пришли первые морозы, при минус 20 Almera заводится как застоявшийся в стойле конь — так, что кажется, рванет с места прямо на нейтралке, едва только повернешь ключ. При какой температуре воздуха эта радость мотора пойдет на спад до полной потери тяги к жизни, мы обязательно проверим — синоптики обещают в Приангарье этой зимой морозы до минус 40. Но пока утренняя бодрость мотора радует. Огорчает, что прогревается машина минут 15 (трогаюсь почти сразу после пуска). Раздражает, что в автомобиле нет автоматического включения габаритов: один раз из-за невключенного «ближнего» едва не нарвался на штраф, пару раз об этом предупреждали другие водители. И уж совсем неудобен для закрытия/открытия авто ключ зажигания: какая кнопка блокирует, какая разблокирует двери, интуитивно (к примеру, в темноте) разобрать невозможно. Пару раз уже оставлял автомобиль на парковке открытым!
Неприятность пока случилась одна — на узкой монгольской дороге, в кромешной тьме, ослепленный дальним светом фар, поймал выбоину на границе с обочиной. Руль стал немного вибрировать, посчитал — отделаюсь балансировкой. Так как вибрации на руле были незначительны, решил отложить балансировку до возвращения в Иркутск. Автомобиль после «удара» прошел 1400 км, но после парковки у родного подъезда колесо «испустило дух».
Демонтаж колеса показал, что одной балансировкой не отделаться: диск оказался поврежден.
Но не беда, лечение в одной известной в Иркутске мастерской (1000 руб.) восстановило статус-кво.
Жаль вот только технологию правки диска «подсмотреть» не удалось: к know-how посторонние не допускаются.
Последующая балансировка передних колес (356 руб.) показала, что диск отремонтирован качественно: первоначальный дисбаланс как у нового колеса.
У другого переднего колеса еще меньше.
В ближайшее время планируется проверить техсостояние Альмеры методом «анализа крови». Эксперимент обещает быть интересным. Но об этом в следующей записи нашего блога.
Ликвидация беды
Долой штампы про две российские беды: все течет, все меняется, и федеральные дороги России за последние годы стали значительно лучше. К черту стереотипы, пришла пора сказать дорожникам «Спасибо!». На Almera в ноябре Drom.ru не только проехал по трем федеральным магистралям (М-53, М-55 и А-340) от Новосибирска до Кяхты, но и связался с региональными подразделениями Росавтодора, чтобы рассказать читателям о перспективах реконструкции этих дорог.
По магистрали М-53 Новосибирск — Иркутск не ездил лет восемь: сегодня это уже не былой кошмар и ужас водителей, когда разбитый асфальт перемежался с танкодромными «гравийными разрывами», а вполне современная и качественная дорога, примерно 80 процентов которой — асфальт отличного качества. Трасса загружена мало, что позволяет двигаться достаточно быстро.
Легендарных гравийных разрывов не осталось вообще, есть только 12-километровый участок временного объезда строящейся магистрали в Нижнеудинском районе Иркутской области (между Шебертой и Будагово).
Оставшиеся 20 процентов — либо асфальт «переменного» качества, либо остающиеся на магистрали тромбы в виде проезда населенных пунктов и пересечения железнодорожных магистралей. Самый тягостный участок — Кемерово: час в пробках и весьма запутанный алгоритм перемещения (без GPS не обойтись). Самое плохое покрытие в «малых» городах (Мариинск, Ачинск, Канск, Нижнеудинск, Тулун, а вот в Усолье-Сибирском проезд через город отремонтировали). Причина: в границах городов ремонт дорог финансируется из вечно дефицитных местных бюджетов, а самой магистрали — по федеральной программе.
Именно в городах и на железнодорожных переездах теряется столь драгоценное время пути (в моем случае, с учетом короткого отдыха в Канске, путь из Новосибирска до Иркутска занял 30 часов). Самая сложная ситуация в Кемеровской области. По обходу Кемерово дело не идет дальше разговоров, хотя планировалось начать его пробивать в этом году. Строительство 19-километрового участка в Мариинске начнется в 2015-м и закончится в сентябре 2018-го года. В Красноярском крае начато строительство двух объездов: 18-километрового Канска и 11-километрового поселка Нижняя Пойма (на границе с Иркутской областью), а также проектирование 28-километрового обхода Ачинска. Работы завершатся к 2020-му году.
В Иркутской области планируют построить магистраль (в полном смысле этого слова) к 2022-му году. В 2015-м году будет возведен еще один путепровод через железную дорогу в Нижнеудинском районе, два путепровода в Тулунском планируется сдать в 2016-м году, последние два «железнодорожных» объекта (в Шерагуле и Тулюшке) рассматриваются для включения в федеральную целевую программу. Идет проектирование объездов Усолья-Сибирского и Тулуна — в 2017-м году начнутся строительные работы. Одновременно будут проектироваться последние два объезда — Нижнеудинска и Куйтуна.
Напомним, что две магистрали — М-53 (Новосибирск—Иркутск) и М-55 (Иркутск—Чита) — с 2010-го года связывает великолепный 24-километровый обход Иркутска и Шелехова, позволяющий сэкономить пару часов времени. В этом году открыт новый путепровод через железную дорогу в Култуке. Начата реконструкция печально знаменитого Култукского перевала: в ближайшее время планируется ликвидация «тещиного языка», строительство объездов поселков Чистые Ключи и Моты (здесь официальная информация дорожников не совсем понятна, ведь и сейчас дорога идет мимо этих населенных пунктов) и самого Култука. А вот по объезду Слюдянки (скорость здесь ограничена 40 км/час) конкретных планов нет, все только на уровне разговоров.
В Бурятии особо проблемных участков нет — следствие масштабных работ в последние годы. Региональная трасса А-340 от Улан-Удэ до Гусиноозерска — просто хайвэй! После Гусиноозерска до Кяхты покрытие похуже, но зато дорога практически пустынна.
На пограничный переход ведет совершенно безжизненный 11-километровый объезд Кяхты, столь прямой и идеально ровный, что дороге можно придать стратегическое значение — хоть истребители сажай.
Поездка на автомобиле по маршруту Новосибирск — Иркутск — Кяхта это еще и реалити-шоу «Как меняются цены на топливо» (в данном случае Аи-95). Мариинск (Кемеровская обл.) — 33,20 руб. (92-й — 30 руб.), Красноярский край — 35,50. Нижнеудинск, «Роснефть» — 36,40. Иркутск (АЗС при заезде на Академический мост из центра) — 38,20 руб. Гусиноозерск — 36,60, Кяхта — 37,20 руб. (для сравнения, в Монголии, в переводе на рубли, Аи-92 — 42,25 руб., Аи-95 — 47,25 руб.). Чем восточнее от Новосибирска — тем выше цены, в Иркутске они достигают максимума и дальше сохраняются стабильными. Совет: при поездке в Монголию лучше заправить полный бак на АЗС «Роснефти» в Гусиноозерске, далее АЗС не будет (в Кяхте придется заезжать в город, на объездной АЗС нет).
Двигаться по дорогам стало лучше! И веселей? На этой Альмера (равно как и на других дромомобилях — Гранта Спорт и Калина 2) мне пришлось поколесить по центральной России. Есть с чем сравнивать. И если дороги (о, крамола) в Сибири лучше, то вот с инфраструктурой пока беда. АЗС есть повсеместно (даже на самых «таежных» участках вряд ли найдутся 50 км трассы, где не встретишь «пистолет»), но большинство из них устроено по принципу «оператор в засаде». Комфортно перекусить и сходить в туалет (что во всем мире аксиома для АЗС) удастся только в сети «Техас» в Красноярском крае да в «Роснефти» в Иркутской области и Бурятии, но таких заправок с десяток на почти 3000 километров пути. Формально кафе по дороге много, но все они — «избушки», стоящие к дороге передом и к тайге задом, часто без элементарных удобств и с сомнительной гигиеной. В районе населенных пунктов присутствуют и «мотели», огни которых почему-то совсем не заманчиво горят. Изучение этой инфраструктуры требует отдельного исследования. Пока же расскажу о собственном опыте.
При перегоне Новосибирск — Иркутск ночевать планировалось посередине трассы М-53 — в Канске. Навигатор вывел на центральную гостиницу города — «Сибирь»: пятиэтажное облезлое и покосившееся кирпичное здание. Не отель, а общежитие сельского ПТУ, в котором, к тому же, «мест нет». На выезде из Канска удалось прибиться в гостиницу «Медведь», где за шконку в грязной клетушке, по площади меньшей, чем кухня в «хрущевке», пришлось выложить 1700 руб.
Гостиница «Медведь» в Канске: непритязательный сервис, 1700 руб. за одноместный и 2100 руб. за двухместный номер
Интересное место на трассе — деревня Журавлево в Кемеровской области. Возпользовавшись советом прежнего тест-драйвера Альмеры Андрея Астраханцева, я стартовал от Новосибирска не по М-53, а по идущей южнее и менее загруженной Р-384 через Ваганово-Промышленную.
Проезд через Ваганово-Промышленную (Р-384) делает дорогу на 10 км длиннее традиционного маршрута через Мошково-Болотное, но, по мнению опытных водителей, позволяет сэкономить время
Дорога хорошая и пустынная, вот только дважды здесь встретились экипажи ДПС (столько же, как и на всем остальном пути).
Журавлево — это «сибирский Умет» (есть такое место в Мордовии, славящееся своими придорожными кафе) и «российская столица шашлыка». Вдоль дороги здесь несколько десятков кафе, основное блюдо которых — шашлык по 180 руб. за шампур. Качество — очень даже достойное. При случае советую заехать и попробовать.
Деревня Журавлево — сибирский Умет. По количеству шашлычных на квадратный метр — намбер уан на планете Земля
Монголия: без визы, но с доверенностью
Пока на западных границах России бульдозерами копают пограничные рвы, на восточных отменяют визы: 14 ноября Монголия и Россия объявили об упрощенном режиме пересечения границы. Чем не повод сесть и поехать к друзьям в Улан-Батор: ничего, кроме действующего загранпаспорта, для этого вроде как не нужно.
Как бы не так! В нашем случае Дромомобиль эксплуатируется по нотариально заверенной доверенности. Достаточно ли этого для пересечения границы? Изучение вопроса на форумах привело к познанию того, что в доверенности вроде как должно быть прописано «с правом пересечения границы Российской Федерации». У нас такой строчки в документе не было. Но точно ли она нужна? Упоминания об этом в нормативных актах найти не удалось. Начинаем искать ответ в «компетентных органах».
Отправляем имеющуюся доверенность (то есть без строчки «с правом пересечения границы Российской Федерации») по электронной почте в пограничную службу Бурятии. Скоро следует звонок:
— Мы не можем компетентно ответить на ваш вопрос. Обращайтесь к таможенникам.
Рассылаю бланк доверенности на российско-монгольские таможенные посты Бурятии — в Монды и Кяхту. Ответы приходят разные: по дороге на Хубсугул (в Мондах) на фразе «с правом пересечения границы Российской Федерации» в документе не настаивают, а вот из Кяхты пишут, что она должна быть обязательно. А так как в Улан-Батор ехать именно через Кяхту, приходится запрашивать из головного офиса еще одну доверенность. Позже, на переходе, служивый все же первую доверенность «забраковал», хорошо, что в рукаве у нас был джокер в виде другой государевой бумажки.
Но... Уже в Монголии на электронную почту на мой запрос пришел скан документа из Сибирского таможенного управления, суть которого — для пересечения границы РФ достаточно просто нотариально действующей доверенности без фразы «с правом пересечения границы Российской Федерации». Вот этот документ.
От Иркутска до Улан-Батора — 1030 км пути. На дорогу и «туда» (старт в 6:00, финиш в 23:00), и «обратно» (старт в 15:00, финиш в 8:00) было потрачено по 17 часов. Самое сложное, по-прежнему, не дорога, а пересечение пограничного перехода Кяхта — Алтанбулаг. «Граница» с недавних пор работает круглосуточно, но очереди не стали меньше, а порядка не прибавилось. На пересечение границы тратится около двух часов, при этом большая часть этого времени — тупое ожидание (на российской стороне) или бесцельная суета (на монгольской). Опытные люди советуют переезжать границу глубокой ночью, даже под утро, когда автомобилей почти нет. Днем, особенно после того как визы отменили и поток вырос в два раза, здесь выстраиваются внушительные очереди. Российские пограничники при этом проявляют в отношении вполне мирных, даже интеллигентных граждан неумеренную ретивость: тщательный досмотр больше напоминает шмон (на западных границах России все как-то подружелюбнее). В общем, визы отменили, сложности с переходом остались. Мой товарищ, путешественник и большой поклонник Монголии Сергей Волков, считает, что «человеческий фактор» на этом «рубеже Родины» портит все впечатления от поездки и отбивает у туристов желание посещать Монголию на авто вновь.
Участок Алтанбулаг — Улан-Батор (370 км) лучше проходить днем. Слухи о том, что дорога разбита, не подтвердились: асфальт есть, пусть и переменного, иногда откровенно волнообразного качества. Но само дорожное полотно такое узкое, что со встречным грузовиком едва расходишься бортами.
Тот еще аттракцион: многие монгольские водители не переключаются на ближний, разметка едва видна или вообще отсутствует: «свою» полосу приходится держать почти интуитивно. После десятков таких разъездов со смертью в Улан-Батор въезжаешь слепой и счастливый — как человек, выстоявший в неравном бою.
Как уже говорилось, без последствий для автомобиля (деформированный диск) в итоге не обошлось, слава Богу, удалось в прямом смысле отделаться легким испугом. Но двигаться по монгольским дорогам ночью (тем более в холода) я бы все же не рекомендовал.
Всего по маршруту Иркутск — Улан-Батор — Иркутск пройдено 2386 км со средним расходом топлива в 7,1 л/100 км.
Итоги эксперимента: безвизовый режим (точнее — упрощенный порядок, без визы в Монголии можно находиться до 30 дней) работает. Для пересечения границы на автомобиле достаточно действующего загранпаспорта и Свидетельства о регистрации авто (плюс нотариальная доверенность, если автомобиль не является личной собственностью, и командировочное удостоверение, если зарегистрирован на компанию). На пропускном пункте в Кяхте с отменой виз поток туристов вырос в два раза, что еще более усилило томительное ожидание на этом МАПП. Лучше приезжать сюда поздней ночью или под утро. В 2015-м году ожидается крупная реконструкция МАПП (300 млн рублей бюджетных средств), которая должна увеличить его пропускную способность к концу года в 2 раза — с 500 до 1000 автомобилей в сутки.
Строевой смотр монгольского автотюнинга
В Улан-Баторе я в первую очередь поспешил к другу — Дашдоригочо Оюунбаатару, с которым познакомился на БайкалМоторШоу-2014. В Иркутске на БМШ Оюунбаатар со своей командой Obo Customs Car собрал целую россыпь призов — Гран-при в стайлинге, второе место в «Инженерии» и третье — в «Призе зрительских симпатий».
В Иркутске пообщаться не удалось, почему бы это не сделать в Улан-Баторе? Списались, созвонились, и вот мы в гостях у Оюунбаатара.
Интересный человек! Мастерская Obo Customs Car расположена на окраине Улан-Батора, в одном дворе с современным домом Оюунбаатара. Сам он уже много лет живет на две страны — летом в Монголии, зимой — в Японии, где работает в известной автотюнинг-компании E & A Yokohama. Оюунбаатар — настоящий мастер-реставратор: сам придумывает стилистические и интерьерные решения, прорисовывает в компьютерной графике и материализует. Главные помощники — младший брат и старший сын плюс друзья. От клиентов отбоя нет — и в Монголии, и в Японии, работают с коротким перерывом на сон. Гараж и двор забиты разными автомобилями. Сейчас Оюунбаатар заканчивает реставрацию лимузина ЗИС (ГАЗ-12), который станет 22-м экспонатом ретро-коллекции советских авто одного высокопоставленного монгольского чиновника.
В планах команды Obo Customs Car выставить как минимум четыре авто на БайкалМоторШоу-2015. Один из будущих экспонатов — редкий пикап ГАЗ-61415, который ждет во дворе своей очереди на реставрацию. Оюунбаатар пообещал, что на следующий год мы увидим его в России в лучшем виде.
Дашдоригочо Оюунбаатара в Улан-Баторе все знают! Мы были у него в гостях вечером, тут же родилась идея устроить «строевой смотр» монгольского автотюнинга. И на следующий день на парковке торгового центра нас ждали три десятка автомобилей.
Наш Nissan Almera возглавил парад монгольского тюнинга
Автор поста вместе со сборной Монголии по автотюнингу
Большинством дорогих роскошных авто на улицах Улан-Батора управляют женщины. Две из них приехали на наше party со своим представлением, как должен выглядеть Lexus RX350 в версии «гламур»
Прокачанный Nissan Skyline — монгольская версия
В Улан-Баторе — сразу несколько автоклубов, каждый из которых представил на импровизированные смотрины Drom.ru экспозицию под собственными флагами.
В общем, душевно пообщались с нашими южными соседями. И договорились встретиться вновь — уже в России. Безвизовый же режим!
Смотреть и сделать в Улан-Баторе: рекомендации Drom.ru
Улан-Батор и Монголия — это две большие разницы: удивительно, как в этой стране вечного покоя, умиротворения и бескрайних степных просторов народился тесный, шумный и стремительно развивающийся мегаполис, в котором живет каждый второй из трех миллионов жителей страны.
Большинство туристов, ищущих в Монголии отдохновения и медитации, игнорируют Улан-Батор, используя его как транзитный пункт на пути к пустыне Гоби, степным просторам или пасторали озер. Но и в Улан-Баторе, и окрестностях есть немало интересного и познавательного.
Последний раз я был в Улан-Баторе два года назад и в очередной раз поразился стремительности перемен в самой холодной столице мира. Былую убогую типичную советскую застройку все активнее подпирают современные зеркальные «билдинги». На месте бывших юрточных районов вырастают современные, с умом спланированные комплексные кварталы — российским любителям точечной застройки впору поучиться у монгольских товарищей.
За два года преобразились разбитые прежде дороги в Улан-Баторе. Как-будто кто-то крикнул «Дзам!» («Дорога!»), три раза хлопнул в ладоши, и вот они уже стали хорошего качества.
Транспортная ситуация в 2012 году была близка к коллапсу: весь Улан-Батор с утра и до позднего вечера стоял в мертвой пробке. Сейчас город хоть медленно, но поехал. Но ведь новых дорог почти не прибавилось? Выяснилось, что в столице ввели запрет на движение машин с определенными последними цифрами в номерах: к примеру, в понедельник нельзя выезжать на дорогу тем, у кого цифры госномера заканчиваются на 1 и 6, во вторник — на 2 и 7 и т.д. В выходные ограничение не действует. Штраф — 10 000 тугриков (250 рублей) или эвакуация, если автомобиль стоит не на парковке.
Транспортный поток напоминает сибирский примерно десятилетней давности: засилье праворульных Тойот разбавляют другие японские и корейские машины разной степени потрепанности, противовесом которым выступают совсем не редкие дорогие авто, такие как Toyota Land Cruiser 200, Lexus LX 570 и прочие Хаммеры.
Так как перемены в жизни монголов происходят стремительно, Улан-Батор — типичный город контрастов. Центр города преображается в сверкающий стеклом небоскребов даунтаун, к которому жмутся элитные кварталы, и в то же время шесть из десяти улан-баторцев (700 тысяч!) живут в юртах.
С наступлением холодов в десятках тысяч юрт затапливают печи, и город накрывает волна смога.
Непростая жизнь простых монголов туристу почти не видна за парадными фасадами. Она скорее угадывается.
Тем интереснее в Улан-Баторе! Безвизовый режим, хорошие дороги и гуманные цены делают Монголию одним из наиболее романтичных и доступных приключений из России.
Вариантов маршрутов здесь множество, возможные вам подскажут монгольские отчеты из раздела «Автопутешествия». Один из лучших — путешествие на озеро Хубсугул, подробнее о котором в Путеводителе Drom.ru: Альпы и Аляска в одном флаконе. Улан-Батору стоит посвятить от двух до четырех дней: в столице и окрестностях есть что посмотреть и где отдохнуть.
Площадь Чингисхана («Талбай»)
Огромное пространство в центре города со зданиями преимущественно советской застройки по периметру. Место больше монументальное, чем красивое.
Главенствующую роль занимает фасад Дома правительства с бронзовой статуей сидящего Чингисхана в окружении двух ханов (сына и внука) и двух легендарных воинов.
По соседству с площадью в бизнес-центре Central Tower (17-й этаж) и гостиницей Blue Sky Hotel & Tower (23-й этаж) расположены бары и рестораны с панорамным видом на город.
Монастырь Гандан («Отличное место полной радости»)
Комплекс из десяти храмов — главная религиозная святыня и достопримечательность Улан-Батора. Интересна и сохранившаяся старая застройка вокруг монастыря — в центре ее почти не осталось. В первую очередь интерес представляет 26-метровая статуя Золотого Будды в доминирующем Храме почитания Янрайсига...
... и наблюдение за созданием Мандалы в храме Калачкары — модели вселенной из мириадов цветных песчинок.
Загадав желание, попробуйте покрутить бесчисленные барабаны.
Мемориал Зайсан и Золотой Будда
Мемориал Зайсан — «монгольский Вечный огонь» открыт в 1979 году, но с начала 90-х был полузаброшен, пламя погасло (недавно сделана его имитация).
Сейчас комплекс, вокруг которого выросли кварталы элитного жилья, приведен в порядок и популярен у горожан как прогулочная зона. С вершины холма открывается панорама центральной части Улан-Батора. У подножия расположена позолоченная Статуя Молодого Будды.
Ведется строительство торгово-развлекательного комплекса, который откроется в 2015-м году.
Памятник The Beatles и Центральный универмаг
«Ливерпульская четверка», воплощенная в камне, расположена в уютном сквере, с одной стороны которого — Цирк (не действует), с другой — Центральный универмаг. Любимое место для фотосессий и прогулок туристов.
Сам центральный универмаг — ничем не примечательный глобализированный и пафосный магазин, где интерес представляет только пятый этаж с лучшим (просто огромным) ассортиментом сувениров, включая различные хендмейд-изделия и картины художников.
Множество сувенирных лавок (точнее — предметов буддийского культа) есть на улице, ведущей к монастырю Гандан.
Рестораны монгольской кухни и пивные бары
Гурманы-мясоеды считают Монголию последним местом на планете, где можно отведать настоящего («натурального») мяса. В последнее время монгольские повара еще и научились его вкусно готовить, а рестораторы — предлагать блюда в подобающих современному человеку интерьерах и с приличным сервисом. Подобных мест в столице довольно много, в том числе сеть ресторанов Modern Nomads.
В Улан-Баторе множество пивных баров с хорошим выбором закусок и весьма достойным пивом из собственных пивоварен (из Иркутской области и Бурятии даже совершаются «пивные вояжи»). Больше всего пивных баров в районе драмтеатра и на улице Сеул, хотя в центральной части города вывески мелькают повсеместно. Пиво Chinggis обязательно к дегустации.
Шопинг: рынок НаранТуул и магазины кашемира
В центральной части города много магазинов кашемира, но цены в них значительно выше, чем в магазинах при фабриках. Лучший выбор и цены предлагают специализированные центры Eermel (по соседству с Зимним Дворцом Богдо Хана) и Goby Cashmere Factory Store (в промышленном районе, лучше ехать на такси, 12 руб./км, на автомобиле самостоятельно найти сложно). Цены на кашемир в два-три раза ниже российских, но бросовыми их в любом случае не назовешь, к примеру, свитера — от 2000 до 6000 руб.
Самый экономичный шопинг — на огромном рынке НаранТуул, монгольском Черкизоне. Здесь самые низкие цены и огромный выбор типично монгольских товаров из шерсти и кожи. Потенциальные покупки: национальный халат (от 2000 руб.), зимние меховые шапки (от 1200 руб.), традиционные монгольские сапоги (от 1200 руб.). Носки из шерсти яка стоят от 60 руб., перчатки от 300 руб. На рынке можно купить типично монгольские товары: седла, конную упряжь и даже шаманские барабаны и юрты в полной комплектности (от 40 тыс. руб.). На некоторые товары, к примеру, юрты, которые считаются национальным достоянием, надо оформить разрешение на вывоз. Из товаров глобализации — недорогие джинсы, постельное белье, одеяла, шторы, ковры. Рынок известен как криминальное место, случаются даже ограбления иностранцев, необходимо соблюдать осторожность и остерегаться карманников.
Фольклорные представления
Лучшее представление фольклорной музыки и танцев — в национальном академическом Драматическом театре, «домашней арене» Монгольского национального академического ансамбля песни и танца. Огромная труппа из 200 человек представит монгольские песни и танцы, включая игру на струнном инструменте Морин Хур и горловое пение. Есть менее масштабные фольклорные коллективы (такие как The Tumen Ekh Dance Ancamble), но все они дают концерты в Улан-Баторе летом.
Национальное кладбище Алтан-Ульгий
Тем, кто интересуется историей, стоит посетить Национальное кладбище, где покоятся национальные лидеры (на фото на переднем плане могила «монгольского Брежнева» — Юмжагийна Цэдэнбала). Скромности и запущенному состоянию удивляться не стоит — в буддийской культуре не принято посещать захоронения и следить за ними. Да и хоронить людей в земле монголы стали только во времена СССР, а среди кочевников до сих пор практикуются «открытые захоронения», когда труп человека попросту оставляется на съедение стервятникам.
Исторический парк Монголия XIII век
Ставка Чингисхана — в таких экстерьерах-интерьерах монгольские ханы правили миром восемь веков назад
К югу от монгольской столицы, в районе города Налайх, расположено сразу три интересных места, два из которых (на выбор) можно посетить за один день. Самая дальняя точка из них — Исторический парк Монголия XIII век, состоящий из пяти разбросанных по степи частей: Лагерь воинов (Почтовая станция), Поселение ремесленников, Дворец Хана, Стойбище кочевников и Святое место Шаманов.
Монумент Чингисхана
Самое грандиозное и современное сооружение Монголии. Первая очередь будущего «монгольского Диснейленда» обошлась в $4,1 млн, инвестор — бывший министр дорог, строительства и градостроительства Монголии. Планируется, что в будущем здесь построят большой развлекательный парк, пока лишь действует смотровая площадка (в гриве лошади), музей и кафе. С противоположной стороны дороги достраивается другой мощный монумент — взирающей на сына матери Чингисхана.
«Как Иисус Христос взирает на Рио-Де-Жанейро, так же и Чингисхан грозно смотрит теперь на современную Монголию со своего постамента. И если представить, что проводится конкурс на самый пристальный взгляд, вселяющий ужас, Чингисхан бы победил» — писала The New York Times в заметке, посвященной открытию монумента
Национальный парк Горхи-Тэрэлж
Ближайшее (60 км) к Улан-Батору место, где можно прочувствовать настоящую Монголию — бескрайние степные просторы, природные памятники, покой и умиротворение. 25-километровая дорога идет вдоль многочисленных кемпингов (где можно насладиться степной тишиной) и природными красотами.
Скала Мэлхий-хад напоминает гигантскую черепаху и стала символом парка Тэрэлж. В 1997 году здесь стартовал пробег Camel Trophy
Несколько простых советов
ЗИЛ не так давно был в Монголии самым почитаемым автомобилем, сейчас его вытесняют китайские грузовики. Обратите внимание на интересное монгольское ноу-хау. Чуть ниже борта идет металлическая труба с приваренными к ней болтами. Это делается для того, чтобы при увязывании груза закрепить веревки за эти болты. Потом, вращая эту трубу воротком, наматывают веревку на трубу, тем самым надежно закрепляя груз. Фиксируют трубу при натягивании так — надевают на болт кусок трубы, которая, упираясь при обратном ходе в борт, стопорится
Лучшее время для посещения Улан-Батора: апрель-май, сентябрь-октябрь. Зимой холодно, летом много иностранных туристов.
В Улан-Баторе лучше не пользоваться личным автомобилем: движение слишком хаотично, GPS-карты пока редкость. Такси есть повсеместно по цене примерно 12 руб/км.
Банковские карты не слишком популярны, поэтому лучше иметь запас наличных тугриков (курс рубля к тугрику в ноябре 2014 г. примерно 40:1). Рубли на тугрики меняют как в банках, так и в крупных отелях, в центре Улан-Батора есть обменные пункты. Разница в курсах незначительна. Как минимум небольшую сумму лучше поменять сразу на границе: потребуется для оплаты за проезд по дорогам (мелкие суммы, которые соответствуют 12 и 24 рублям).
Типичные цены в Улан-Баторе (в рублях или долларах): двухместный номер в бюджетном (2-3 звезды) отеле в центре с завтраком — $50-80, обед/ужин в кафе на двоих — 250-400 руб., ужин в ресторане на двоих — 1500-2000 руб., входные билеты в музеи и монументы — 100-180 руб., 92-й бензин — 41 руб./литр, 95-й — 46 руб./литр, обязательная страховка на авто (при пересечении границы) — 1500 руб., оплата за дороги на участке Кяхта—Улан-Батор — 50 руб.
Ефим Незванный
Фотобонус Монгольские зарисовки
Национальный парк Горхи-Тэрэлж — обязательное место для автомобильной прогулки. Вдоль 25-километровой дороги — череда нерукотворных памятников и пасторальных монгольских пейзажей
Монгольское обо — место поклонения духам — встречается в Монголии повсеместно. Груду из жертвенных камней принято обойти три раза по часовой стрелке, почтив тем самым три мира: нижний, средний и верхний, а также оставить монетку или добавить в пирамидку несколько небольших камешков
Монумент Чингисхану в пригороде Улан-Батора для Монголии что Статуя Свободы для Америки: доминирующий над страной и жизненными ценностями монумент
Стоит обязательно подняться в гриву коня, чтобы помедитировать, глядя на бескрайние монгольские просторы. 40-метровая 250-тонная статуя воздвигнута в 56 километрах от Улан-Батора, в том месте, где он нашел золотой кнут
В фойе здания-постамента — огромный макет золотого кнута Чингисхана и четырехметровая модель традиционного монгольского Гутула — самый большой сапог в мире
Монголия занимает первое место по количеству домашних животных на душу человека — 13 голов скота без учета собак и кошек
В центральной части Улан-Батора по-прежнему доминируют невзрачные советские строения, которые медленно, но верно проигрывают борьбу за жизненное пространство современным «билдингам»
Монастырь Гандан — не только главная святыня Монголии, но и интересное место для наблюдения за людьми
В Улан-Баторе есть два женских монастыря, где молитвы читают ламы-ма. В отличие от мужчин, они живут не в монастыре, а дома. Полностью отреклись от мирских радостей те лама-ма, что в более темной одежде
Исторический парк «Монголия XIII век» — место, где, как на машине времени, можно «отмотать» 800 лет назад
Попробовать монгольские буузы (от 12 до 20 руб./шт) — это «must do». А «Хаан Бууз» — монгольский «фастфуд», только вкусный
Другие записи блога
Комментарии
Праворулек заметил много, интересно какая там стоимость растаможки?
https://t.me/donsautoclub
Watsap +821094715561
Тут впору в очередной раз порассуждать о «бюджетности» Almera. При постоянной эксплуатации автомобиля перестаешь замечать его ущербность в эстетике и компромиссы в эргономике, но стоит пересесть на автомобиль всего на 147 тыс. руб. дороже (554 000 за Almera на «механике» против 701 000 за Rapid на автомате) понимаешь, что каждый рубль «переплаты» того стоит. При сопоставимых технических характеристиках (Skoda на 3 л.с. мощнее) Rapid просто эстетичнее в деталях, утонченнее в эргономике и вывереннее в ездовых качествах.
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
))))
PS Про ключ уже сказали, а к стеклоподъемникам на центральной консоли привыкли? Меня каждый раз бесит, когда стекло опускаю)
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
В общем, если по опциям пройтись - там еще пучок наберется солидный, который рапид даже в ambition не покрывает.
В рапиде бонусом разве что isofix
Или Авторы специально выложили "именно такие фотки" ?!!
Очень красивые фото..было очень интересно заглянуть в их мир..а так раньше для меня Монголия это горы и холмы и скот..
Отличные фото
- во первых абсолютно ниедит, как и все логанообразные
- во вторых мелочёвка, как на старых тазика достаёт. ( подогрев накрылся, подсветка печки скорее всего не делается, меняется целиком блок, передачи плохо втыкаются ) и это ещё не всё............
- в третьих, большой но абсолютно бесполезный багажник, как и на лохане.
- ну и ценниг не сильно отличается от более приличных машин.
BMW i3 60Ah REx
Nissan Leaf AZE0 2016 30KWh
Пока нравится! (ну , кроме расхода , конечно)
Пикапчик ГАЗ-61 - просто согрел душу! В детстве ( у бабушки в забайкальской деревне) довелось прокатиться в таком не банальном авто. И была у меня игрушечная машинка, одна из любимых - этот "газик".
Почему, в прошлом веке, машины были такими душевными?
Пикапчик ГАЗ-61 - просто согрел душу! В детстве ( у бабушки в забайкальской деревне) довелось прокатиться в таком не банальном авто. И была у меня игрушечная машинка, одна из любимых - этот "газик".
Почему, в прошлом веке, машины были такими душевными?
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
Праворулек заметил много, интересно какая там стоимость растаможки?
5+
А ща ещё раз пересмотрел...